Площадь Свердлова (ныне Театральная площадь) извозчики

Театральная площадь, 1937 год.

На этой фотографии мы видим Театральную Площадь в 1937 году. Тогда она называлась Площадью Свердлова. Бросается в глаза большое пространство перед Большим Театром. Сквер перед ним начнут создавать в следующем, 1938 году. А памятник Марксу, ставший привычным для многих поколений москвичей, появится здесь только в 1961 году.
Видно, что парковать личный транспорт на площади можно было без проблем. Самая ближняя к нам машина – это один из первых советских автомобилей представительского класса. ЗиС -101, копия американского «Бьюика». Чуть дальше — машина попроще, ГАЗ М-1. Что между ними – разобрать не могу.

А вот крайний левый транспорт многократно описан в разных произведениях литературы и в публицистике. Это двухместная «пролетка», или официально – «пролетные дрожки». Перед нами летний вариант, но был похожий и зимний – в виде санок вместо колес. Пролетки были маневренным и относительно быстрым городским транспортом, ими пользовались люди разных сословий и разного материального положения. Те же, кто хотел произвести впечатления на женщину или просто выпендриться, заказывали более дорогие повозки – ландо и фаэтоны. По виду они напоминали шикарную карету.

Биржа извозчиков, где они официально числились, находилась недалеко от Театральной площади – на Большой Дмитровке. Извозчики делились на три класса: «Ваньки», «Живейные» и «Лихачи». Это старый аналог Яндекс-эконома, Комфорта, и Бизнес-класса. «Ваньки» имели плохих лошадей и раздолбанный экипаж. Работали зачастую на хозяина и значительную часть заработка отдавали ему. «Лихачи» работали на себя имели хороших лошадей, чистый костюм и добротные повозки. Клиентов они поджидали у театров, дорогих ресторанов и государственных учреждений. За проезд «Лихачи» просили от трех рублей, а «Ванек» согласен был ехать за 70-80 копеек. «Живейные» старались занять промежуточную нишу. Каждый извозчик был обязан зарегистрироваться в полиции (или милиции при СССР) и получить свой городской номер.

Несмотря на бурное развитие автотранспорта и трамваев, извозчики работали в Москве до середины 1950-х годов. Более того, их число все время увеличилось. Если в XVI веке в столице было чуть более 2 тыс людей, промышлявших извозом, то в 1940 в московской милиции стояли на учете 40 тыс извозчиков! Дело в том, что брали они меньше, чем водители такси, и могли доставить пассажира в любую точку, в отличие от маршрутного транспорта. Впрочем, как видим на фото ниже, гужевой транспорт использовался и после исчезновения извозчиков с московских улиц.

Гужевой транспорт недалеко от ВДНХ, 1970 год.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × пять =